Archive

DOI: 10.37153/2618-9283-2021-1

№1 2021

Content



Rubric:     Official documents   

read more


The advantages and disadvantages of the NEHRP soil classification

Authors:    Aleshin A.S.   
Rubric:     Seismic zoning   

read more

The influence of local ground conditions on the parameters of seismic vibrations is the subject of study in seismic microzonation. This section of engineering seismology underwent radical changes at the end of the last century. The Commission on Seismic Safety of the National Institute of Building Sciences of the United States, as part of the implementation of the National Earthquake Damage Reduction Program, developed new NEHRP Recommendations, which are significantly different from all that has been used in the world practice of anti-seismic construction. The main provisions of this NEHRP classification have been adopted in many national building codes, including Eurocode 8 and Kazakhstan's seismic regulations. One of the essential features of the classification is the use of the average values of the velocities of transverse waves and the densities of the ground thickness with a thickness of 30 meters. In Russia, the provisions of the NEHRP norms have not yet been properly developed. Currently, the issue of extending the norms of Kazakhstan to the entire territory of the CIS countries is being considered. For this reason, the article examines in detail both the advantages and disadvantages of the NEHRP Recommendations in order to extract useful experience and adapt to the realities of Russian anti-seismic construction. In particular, the error in the representation of the parameters of the soil mass by average values is shown. The ways of overcoming the identified shortcomings of the description of the soil mass with the help of model representations are outlined


Combination of modal responses in linear spectral method: comparison of different formulae for correlation coefficients

Authors:    Tyapin A.G.   
Rubric:     Theoretical and experimental studies   

read more

Linear-spectral method (LSM) is still the common method for the seismic design analysis. "One-component one-mode" responses, obtained by static analysis in the conventional variant of LSM, are combined twice: first for different modes but for each single excitation component separately, then for the different excitation components. In the alternative LSM variant presented in the Russian code SP 14.13330, first one chooses the "most dangerous" direction of the one-component excitation for each mode; then calculates the "one-mode" response for this excitation, and finally these responses are combined. In both cases the combination is performed using the complete quadratic combination (CQC) rule. Different documents suggest different formulae for the correlation coefficients. In the paper different formulae are compared to each other. The goal is to limit the number of calculated coefficients and decrease the amount of calculations.


On the question of setting the level of calculated impact and reliability of high-rise construction

Authors:    Dmitry M. Zhemchugov-Gitman    Lyubov V. Mozzhukhina    Uzdin A.M.   
Rubric:     Theoretical and experimental studies   

read more

The question of setting the seismic design input on high rise buildings is considered. The existing approaches to accounting for increased responsibility of high rise buildings in Russia are described. The proposal to reduce the probability of an acceptable building failure in proportion to the number of floors and Guideline proposals to increase the reliability factor and using maps of general seismic zoning are analyzed. The main disadvantages of methods described are indicated. It is shown that the current regulatory documents in the field of earthquake engineering do not provide the same reliability of designed structures in general and high-rise buildings in particular. The influence of seismic dangers in according with seismic zoning maps on the reliability of the designed objects is noted. An approach to generating the design input based on the permissible probability of its exceeding is considered using the example of five five-storey buildings and one 25-storey buildings. The probability of the admissible damage value included in the normative calculations is estimated. An estimate of the allowable failure probability on the value of acceptable damage (risk) is proposed under the assumption of a normal distribution of damage caused by earthquake. It is shown that the allowable failure probability decreases with decreasing acceptable damage only in the area of small damages. An approach to the assignment of seismic action based on an assessment of seismic risk has been formulated. The system of design coefficients used to calculate seismic loads on high-rise buildings is analyzed. It is noted that along with an increase in the design level of seismic acceleration, it is necessary to increase the coefficient, taking into account the low damping of high-rise buildings oscillations. At the same time, it is possible to significantly reduce the reduction coefficient by regulating the strains between the building floors.


Most suitable types of seismic isolation for use in old mosques in Syria

Authors:    Aldrebi Ziad Ahmad   
Rubric:     Seismic safety and seismic isolation of buildings   

read more

The article discusses the most suitable base
isolation bearings from the author's point of view for use in the buildings of
old mosques in Syria, which are designed to protect such buildings from the
effects of earthquakes that can occur at any time. Especially since many of
such buildings have an architectural and cultural value, and are included in
the world heritage list of UNESCO. Elastomeric
bearings with high energy dissipation capacity (HDRB), elastomeric bearings
with lead cores (LDRB), single friction pendulum, double friction pendulum and
triple friction pendulum sliding (FPS) bearings are considered. What they
consist of, their characteristics. Three, mosques in Syria that are of a great
value from the point of view of architecture and cultural heritage are listed
and described, and conclusions are drawn.


Analysis and assessment of the risk of accidents of a structure as a system by the method of "Fault Tree Analysis" on the example of a nuclear power facility under seismic impact

Authors:    Zenchenkova Diana V.    Travin Sergei M.   
Rubric:     Seismic risk and damage   

read more

The article discusses a method for analyzing the risk assessment of failures of the structure as a system by developing a "Fault Tree Analysis". Formulas were proposed for the numerical estimation of the probability of system failure, taking into account the stochastic dependence of the failures of its elements. On the example of a nuclear power facility, a "wet" stand-alone storage facility for spent nuclear fuel, an analysis of possible scenarios of a facility failure was carried out, a "Fault Tree Analysis" was developed and calculated under seismic impact. It has been determined that the risk of structure as a
system under seismic impact is determined by the risk of falling process
equipment and building structures on the overlap of storage compartments or
stored nuclear fuel. To increase the safety of building structures under
seismic impact, it is necessary to pay special attention to the design features
of the frame part and the interface between the monolithic storage compartment
and the frame part, as the most vulnerable link.

№1 2021
№1 2021

№1 2021

DOI: 10.37153/2618-9283-2021-1

№1 2021

Содержание

Список членов подкомитета ПК 7 «Сейсмобезопасность в строительстве» технического комитета по стандартизации ТК 465 «Строительство», 2021г.

Рубрика:    Официальные документы   

Подробнее


О достоинствах и недостатках классификации грунтов NEHRP

Авторы:     Алешин Александр Степанович   
Рубрика:    Сейсмическое районирование   

Подробнее

Влияние локальных грунтовых условий на параметры сейсмических колебаний является предметом изучения при сейсмическом микрорайонировании (СМР). В этом разделе инженерной сейсмологии в конце прошлого столетия произошли радикальные изменения. Комиссией по сейсмической безопасности Национального института строительных наук США в рамках реализации Национальной программы уменьшения ущерба от землетрясений были разработаны новые Рекомендации NEHRP, значительно отличающиеся от всего того, что использовалось в мировой практике сейсмостойкого строительства. Основные положения этой классификации NEHRP были приняты во многих национальных строительных кодексах, включая Еврокод 8 и сейсмические нормы Казахстана. Одной из существенных особенностей классификации является использование средних величин скоростей поперечных волн и плотностей грунтовой толщи мощностью 30 метров.  В России положения норм NEHRP до сих пор не получили должного развития. В настоящее время рассматривается вопрос о распространении норм Казахстана на всю территорию стран СНГ. По этой причине в статье подробно рассмотрены как достоинства, так и недостатки Рекомендаций NEHRP с целью извлечения полезного опыта и адаптации к реалиям российского сейсмостойкого строительства. В частности, показана ошибочность представления параметров грунтового массива средними величинами. Намечены пути преодоления выявленных недостатков описания грунтового массива с помощью модельных представлений.


Суммирование модальных реакций в линейно-спектральном методе: сравнение различных формул для коэффициентов корреляции

Авторы:     Тяпин Александр Георгиевич   
Рубрика:    Теоретические и экспериментальные исследования, научно-технические разработки   

Подробнее

Линейно-спектральный метод (ЛСМ) является по-прежнему основным методом для проектных расчетов на сейсмические воздействия. «Однокомпонентные одномодальные» реакции, полученные статическим расчетом по ЛСМ в его классическом варианте, при этом суммируются дважды: сначала по разным формам, но для каждой компоненты воздействия в отдельности, а потом между разными компонентами воздействия. В альтернативном варианте ЛСМ, прописанном в СП 14.13330, сначала для каждой формы выбирается «опасное направление» однокомпонентного сейсмического воздействия, вычисляется «опасная» одномодальная реакция на такое воздействие, а затем проводится суммирование полученных «опасных одномодальных» реакций по разным формам. В обоих случаях суммирование одномодальных реакций проводится по правилу полной квадратичной комбинации (CQC) с учетом корреляции между одномодальными реакциями. В различных нормативных документах даются различные формулы для вычисления коэффициентов корреляции. В работе различные формулы сравниваются между собой с целью дать рекомендации по ограничению числа вычисляемых коэффициентов корреляции и сокращению вычислений. 


К вопросу задания уровня расчетного воздействия и надежности высотного строительства

Авторы:     Жемчугов-Гитман Дмитрий Михайлович    Мозжухина Любовь Владимировна    Уздин Александр Моисеевич   
Рубрика:    Теоретические и экспериментальные исследования, научно-технические разработки   

Подробнее

Рассматривается вопрос задания расчетного воздействия на здания повышенной этажности. Описаны существующие в России подходы к учету повышенной ответственности высотных зданий. Проанализировано предложение снижения допустимой вероятности отказа пропорционально числу этажей и предложения норм по увеличению коэффициента надежности и использованию карт общего сейсмического районирования. Указаны основные недостатки применяемых подходов. Показано, что действующие нормативные документы в области сейсмостойкого строительства не обеспечивают одинаковую надежность проектируемых сооружений вообще и высотных зданий в частности. Отмечено влияние ситуационной сейсмичности по картам общего сейсмического районирования на надежность проектируемых объектов. Рассмотрен подход к назначению расчетного воздействия, исходя из допустимой вероятности его превышения на примере пяти пятиэтажных зданий и одного 25-этажного здания. Оценена вероятность величины ущерба, заложенная в нормативные расчеты. Предложена оценка допустимой вероятности отказа от величины приемлемого ущерба (риска) в предположении нормального распределения ущерба при землетрясении. Показано, что вероятность допустимого отказа падает с уменьшением приемлемого ущерба только в области малых ущербов. Сформулирован подход к назначению сейсмического воздействия на основе оценки сейсмического риска. Проанализирована система расчетных коэффициентов, используемая для расчета сейсмических нагрузок на высотные здания. Отмечено, что наряду с ростом расчетного уровня сейсмического ускорения, необходимо повышать коэффициент, учитывающий малое демпфирование колебаний высотных зданий. Вместе с тем имеется возможность существенного снижения коэффициента предельных состояний за счет регулирования усилий между этажами здания.


Наиболее подходящие типы сейсмоизоляции для использования в старых мечетях в Сирии

Авторы:     Альдреби Зиад Ахмад   
Рубрика:    Сейсмозащита и сейсмоизоляция зданий и сооружений   

Подробнее

В статье рассмотрены наиболее подходящие сейсмоизолирующие опоры с точки зрения автора для использования в зданиях старых мечетей в Сирии, которые призваны защитить такие здания от воздействия землетрясений, которые могут произойти в любой момент, тем более, что многие здания имеют архитектурную и культурную ценность и входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Рассмотрены эластомерные опоры с высокой способностью к диссипации энергии, эластомерные опоры со свинцовыми сердечниками, одномаятниковые, двухмаятниковые и трёхмаятниковые скользящие опоры. Из чего состоят, их характеристики. Перечислены и кратко описаны три мечети, которые имеют большую ценность с точки зрения архитектуры и культурного наследия, и сделаны выводы.


Анализ и оценка риска аварий сооружения как системы методом построения «дерева отказов» на примере объекта атомной энергетики при сейсмическом воздействии

Авторы:     Зенченкова Диана Вениаминовна    Травин Сергей Михайлович   
Рубрика:    Сейсмический риск и ущерб   

Подробнее

В статье рассмотрен метод анализа оценки риска аварий сооружения как
системы методом построения «дерева отказов». Предложены формулы для численной
оценки вероятности отказа системы с учетом стохастической зависимости отказов
ее элементов. На примере объекта атомной энергетики, «мокрого» отдельно стоящего хранилища отработанного
ядерного топлива проведен анализ возможных сценариев отказа сооружения,
построено и просчитано «дерево отказов» при сейсмическом воздействии. Определено, что риск
такого сооружения как системы при сейсмическом воздействии определяется риском падения технологического оборудования и строительных
конструкций на перекрытие отсеков хранения или хранимое ядерное топливо. Для увеличения
безопасности такого сооружения при сейсмическом воздействии требуется особое
внимание уделить конструктивным особенностям каркасной части и месту сопряжения
монолитного отсека хранения и наземной каркасной части, как наиболее уязвимому
звену.