№2 2020
№2 2020

№2 2020

DOI: 10.37153/2618-9283-2020-2

№2 2020

Content

Research of Stability and Seismic Resistance of Non-Uniform Two-Layer Rods in Elastic Medium

Authors:    Hasanova T.J.    Tagiyeva Saida Abdulali   
Rubric:     Theoretical and experimental studies   

read more

Simulation considered after the main seismic impacts are removed from the structure, the two-layer rod, which is in an elastic environment, is subjected to periodic longitudinal forces. In the investigated work the Bubnov”s-Galerkin method was used, numerical calculations were made. The main area of dynamic instability is built and shown in the figure, where the dotted line marks the solution of a homogeneous problem.


Nanotehnologija the use of Aluminium-containing Raw Materials in the Petrochemical Industry to Produce High -performance Brick

Authors:    Abdrakhimov V    Аbdraкhimova Elena S.   
Rubric:     Theoretical and experimental studies   

read more

The reduction in the reserves of traditional natural raw materials makes us look for new ways to replace it with different types of waste. At the same time, the costs of exploration, construction and operation of quarries are excluded, and significant land plots are exempt from the impact of negative anthropogenic factors. The experience of advanced foreign countries has shown the technical feasibility of this direction and its application as a tool for protecting the natural environment from pollution. On the basis of inter-shale clay and high-alumina nanotehnologija raw materials petrochemical spent catalyst IM-2201 NovoKuibyshev petrochemical plant derived ceramic brick with high physicalmechanical properties without the use of traditional natural materials. Using nanotechnogenic petrochemicals – spent catalyst IM-2201, containing more than 70% A12O3, a ceramic brick was obtained that corresponds to the M200 brand. It is possible to build load-bearing walls of the lower floors of high-rise buildings (15 floors or more) from M200 ceramic bricks. Innovative proposals for the use of industrial waste: interslant clay and spent catalyst in the production of high-strength ceramic earthquake-resistant bricks with high strength and frost resistance have been developed. The absolute advantage of using multi-tonnage waste of the spent IM-2201 catalyst and inter-shale clay for the waste of oil shale is 
the unloading of the environmental situation.


Development of base oscillation models and regulatory approaches to the calculation of critical structures for seismic impacts

Authors:    Vedyakov Ivan I.    Vladimir K. Vostrov   
Rubric:     Theoretical and experimental studies   

read more

Two principal approaches to generating calculated seismic impacts, proposed in the practice of earthquake - resistant construction, were used and  refined: for the construction site and for the structure. There are special, emergency and extreme seismic loads that create an emergency situation - the occurrence of a mode of beats or resonant vibrations, as well as self-oscillations (acute resonance), leading to a violation of either the operational properties or the load-bearing capacity of the structure. Proposals are formulated for the revision of the Russian standards of earthquake-resistant construction, based on three-level impact for responsible and unique structures using the proposed refined approaches to generating calculated seismic impacts.


Free Vibrations of Rigid Kinematic Support of Yu.D. Cherepinsky

Authors:    Tyapin A.G.   
Rubric:     Theoretical and experimental studies   

read more

The author derives the equation of free vibrations for kinematical rolling support of Yu.D.Cherepinsky. Both support and the surface below are assumed rigid. It is shown that Lagrange equation is similar to the equation of motion for rotational oscillator where the rotation centre, rotational inertia and stiffness are changing every moment, depending on displacements. This equation can be further simplified to the linear form with the error proportional to the second degree of displacements. This equation looks somewhat like the equation for classical pendulum, but effective length in our case is controlled by curvature radii of support and of the rolling surface, as well as by the position of vertical load relative to the centre of the support. Non-linear characteristic is soft. The main nonlinearity is in the inertial term, and not in the stiffness term.


Calculation of Wave Velocities in Segmented Pipelines with Flexible Joints

Authors:    Israilov M.    Smirnova L.N.   
Rubric:     Theoretical and experimental studies   

read more

Engineering methods for finding the average (averaged) velocity of propagation of longitudinal waves in pipelines with flexible joints are presented. By accurate analysis of the problem of oscillations of a one dimensional periodically inhomogeneous structure it is shown that the results of engineering approaches for rod velocity are the first or long-wave asymptotic approximation which valid when the period of external influence (the length of the seismic wave) significantly exceeds the size of the periodicity cell of the pipeline (the length of the pipe with a joint). Thus, it is established that when this condition is met, the problem of pipeline dynamics with joints is reduced to a much simpler problem of vibrations of a homogeneous pipeline, the velocity of wave propagation in which is equal to the found average value.
Numerical examples are given that demonstrate a significant (sometimes by an order of magnitude) decreasing of the rod velocity in the presence of flexible joints.

№2 2020
№2 2020

№2 2020

DOI: 10.37153/2618-9283-2020-2

№2 2020

Содержание

Исследование устойчивости и сейсмостойкости неоднородных двухслойных стержней в упругой среде

Авторы:     Гасанова Т. Д.    Тагиева С.А.   
Рубрика:    Теоретические и экспериментальные исследования, научно-технические разработки   

Подробнее

При моделировании задачи считается, что после удаления основных сейсмических воздействий от конструкции, двухслойный стержень, который находится в упругой среде, подвергается действию периодических продольных сил. В исследуемой работе применен метод Бубнова-Галеркина, произведены численные расчеты. Построена и показана на рисунке главная область динамической неустойчивости, где пунктирной линией отмечено решение однородной задачи.


Использование алюмосодержащего нанотехногенного сырья нефтехимии для получения высокопрочного кирпича

Авторы:     Абдрахимов В.З.    Абдрахимова Е.С.   
Рубрика:    Теоретические и экспериментальные исследования, научно-технические разработки   

Подробнее

Сокращение запасов традиционного природного сырья заставляет искать новые способы его замещения различными видами отходов. При этом исключаются затраты на геологоразведочные работы, строительство и эксплуатацию карьеров, освобождаются значительные земельные участки от воздействия негативных антропогенных факторов. Опыт передовых зарубежных стран показал техническую осуществимость этого направления и применения еще и как инструмента защиты природной среды от загрязнения. На основе межсланцевой глины и высокоглиноземистого нанотехногенного сырья нефтехимии – отработанного катализатора ИМ-2201 Новокуйбышевского нефтехимического комбината получен керамический кирпич с высокими физико-механическими показателями без применения природного традиционного сырья. Благодаря использованию нанотехногенного сырья нефтехимии – отработанного катализатора ИМ-2201, содержащего более 70% А12О3 получен керамический кирпич, который соответствует марке М200. Из керамического кирпича марки М200 возможно возводить несущие стены нижних этажей зданий повышенной этажности (15 этажей и более). Разработаны инновационные предложения по использованию отходов производств: межсланцевой глины и отработанного катализатора в производстве керамического высокопрочного сейсмостойкого кирпича с повышенной прочностью и морозостойкостью. Безусловным достоинством использования многотоннажных отходов отработанного катализатора ИМ-2201 и межсланцевой глины ─ отхода горючих сланцев является разгрузка 
экологической обстановки.


Развитие моделей колебаний основания и нормативных подходов к расчетам ответственных сооружений на сейсмические воздействия

Авторы:     Ведяков И.И.    Востров В.К.   
Рубрика:    Теоретические и экспериментальные исследования, научно-технические разработки   

Подробнее

Использованы и уточнены предложенные в практике сейсмостойкого строительства два принципиальных подхода к генерации расчетных сейсмических воздействий - под площадку строительства и под сооружение. Выделяются особые, аварийные и запредельные сейсмические нагрузки, создающие аварийную ситуацию - возникновение режима биений или резонансных колебаний, а также автоколебаний (острого резонанса), приводящие к нарушению либо эксплуатационных свойств, либо несущей способности сооружения. Сформулированы предложения при пересмотре российских норм сейсмостойкого строительства, основанные на трехуровневом воздействии для ответственных и уникальных сооружений с использованием предложенных уточненных подходов к генерации расчетных сейсмических воздействий.


Cвободные колебания жесткой кинематической опоры Ю.Д.Черепинского

Авторы:     Тяпин А.Г.   
Рубрика:    Теоретические и экспериментальные исследования, научно-технические разработки   

Подробнее

В статье выводятся уравнения свободных колебаний жесткой кинематической опоры качения Ю.Д. Черепинского в предположении о жесткости поверхности качения и об отсутствии проскальзывания при качении. Показано, что уравнения Лагранжа соответствуют уравнениям движения вращательного осциллятора, в котором центр вращения, момент инерции и жесткость меняются в каждый момент времени в зависимости от перемещений. Показано, что это уравнение приводится к линейному уравнению с точностью до второго порядка малости по перемещениям. Качественно уравнение похоже на уравнение колебаний математического маятника, но эффективная длина маятника в данном случае определяется радиусами кривизны опоры и поверхности качения, а также расположением точки приложения вертикальной нагрузки относительно центра кривизны опоры. Нелинейная характеристика является мягкой. Основную роль играет нелинейность не в жесткостном, а в инерционном члене.


Вычисление скоростей распространения волн в сегментных трубопроводах с демпфирующими стыками

Авторы:     Исраилов М.Ш.    Смирнова Л.Н.   
Рубрика:    Теоретические и экспериментальные исследования, научно-технические разработки   

Подробнее

Представлены инженерные способы нахождения средних (усреднённых) скоростей распространения продольных волн в трубопроводах с демпфирующими стыками. Путем строгого анализа колебаний одномерной периодически неоднородной структуры показано, что результаты инженерных подходов для стержневой скорости являются первым или длинноволновым асимптотическим приближением, справедливым, когда период внешнего воздействия (длина сейсмической волны) значительно превышает размер ячейки периодичности трубопровода (длину трубы со стыком). Тем самым устанавливается, что при выполнении указанного условия сложная задача динамики трубопровода со стыками сводится к существенно более простой задаче о колебаниях однородного трубопровода, скорость распространения волн в котором равна найденному среднему значению.
Приведённые численные примеры демонстрируют значительное (иногда на порядок) гашение стержневой скорости при наличии демпфирующих стыков.