#2-2022
#2-2022

#2-2022

DOI: 10.37153/2618-9283-2022-2

№2-2022

Content




read more





read more




Authors:    Shamil A. Khakimov    
Rubric:     Anniversaries   

read more


On the need for coordinated actions of designers, manufacturers and installers of structures when changing solutions during construction

Authors:    Vedyakov Ivan I.    Mihail R. Uritskiy    Oleg V. Korzhov    Evgenia A. Kolosova   
Rubric:     Technical regulation and design standards development   

read more

This article is intended to draw attention to the inadmissibility of delineating the areas of responsibility of designers, manufacturers and installers, since changing design decisions requires careful re-examination of the issues of installation, design, manufacture and calculation. This issue is most acute for buildings and structures with an increased level of responsibility. According to p. 10.5 GOST 27751-2015 "Reliability of building structures and foundations" for buildings and structures of KS-3, scientific and technical support of objects at all stages of building construction, starting from design and ending with monitoring during operation, should be provided.

This article discusses the precedent of making changes to the design documentation, which entailed

the destruction of structural elements. The bearing capacity of the mounting joints of the struts of the frames of the football arena covering was studied on full-scale samples of structural units. According to the test results, the causes of the destruction of part of the structures were established.

 


Problems of updating seismic norms in the conditions of application of new structural systems of residential and civil buildings

Authors:    Shamil A. Khakimov    
Rubric:     Technical regulation and design standards development   

read more

The article considers the issues of the need to update certain provisions of seismic norms for the design and construction of new types of structural systems of residential and civil buildings, as well as adjustments to the parameters of seismic hazard.


Accounting of Random Factors in the Design of a NPP for an Aircraft Impact

Authors:    Birbraer Adolf N.    George D. Kostrov   
Rubric:     Theoretical and experimental studies   

read more

The article is devoted to taking into account random factors when an aircraft impact is included in the design basis of a nuclear power plant (NPP). The fall of transport and high-speed military aircrafts in cases of unintentional (emergency) and deliberately organized (terrorist act) crash is considered. It is shown that in case of an unintentional fall, the impact of an aircraft into structures of ordinary sizes can be ignored due to the too low probability. Two methods of probabilistic setting of design loads on building structures are proposed. A technique for probabilistic setting of floor response spectra (FRS) is proposed, by means of which dynamic loads on technological equipment are calculated. It is shown that the probabilistic approach can significantly reduce the design loads while maintaining the safety of NPP. The procedure for determining the coefficients of combinations for summing up of the same name internal forces, calculated by three components of the FRS, is de­scribed


Peculiarities of behavior of cross-laminated timber (CLT) under static and dynamic loads simulating seismic impacts

Authors:    Alexander A. Bubis    Ilnur R. Giziatullin    Alla N. Khvorova    Ilya Yu. Petrov   
Rubric:     Theoretical and experimental studies   

read more

Structural building systems using cross-laminated timber (CLT) are steadily gaining popularity due to their huge advantages over traditional technical solutions. The lightness of the material, the pliability of the mechanical joints of the panels provides a potential high seismic resistance of buildings made of CLT, despite irreversible damage to the wood panels in the joints. As a result of the inherent competitiveness of cross-laminated wood, their use is gradually increasing worldwide. The article presents a brief review and analysis of existing domestic and foreign regulatory and technical documents and the results of studies performed in the field of calculation and design of buildings based on CLT panels erected in earthquake-prone areas. The results of experimental studies aimed at studying the features of the operation of CLT panels with different numbers and arrangement of lamella layers under the influence of static and dynamic loads simulating seismic effects are presented. The results of recent achievements in the field of experimental studies of CLT building structures under seismic loads are reviewed and summarized to demonstrate current progress, problems and future directions of research.


Research of strength and elastic characteristics of russian-made cross laminated timber slabs

Authors:    Mikhail A. Filimonov    Pavel N. Smirnov   

read more

the current state and experience of foreign researches of cross-laminated wood as products for the construction industry are analyzed. The basic principles of production of CLT material and its design features, as well as the advantages of CLT structures in comparison with traditional structural materials are given. The reasons limiting the use of this material in the Russian Federation are indicated. The results of research work are presented, the purpose of which was to study the strength and elastic characteristics of a new structural material made of CLT by conducting experimental studies to determine the bearing capacity of structures made of CLT, as well as the development of modern standard test methods for determining the bearing capacity of structures made of CLT, as a bimodular orthotropic material. Information is provided on the test methodology used and the results of experimental studies to determine the floor slabs bearing capacity in bending out of the plane of the sheet; wall panels load-bearing capacity in compression in the plane of the sheet and determination of the wall panels rigidity  in shear in the plane of the sheet for samples with different grades of wood, the number and layuot of outer layers. The data of experimental tests of CLT samples to determine the floor slabs bearing capacity for bending and wall panels for compression and their rigidity in compression are presented, the nature of deformation and destruction depending on the design features of the CLT material is studied. The prospects for using the results of the work in the development of normative-technical and organizational-methodical documents are determined.


Experimental studies of a kinematic type seismic isolation system

Authors:    Vladimir A. Lapin    Boris N. Kim    Daugavet V.   
Rubric:     Theoretical and experimental studies   

read more

The results of studies of the dynamic characteristics of a three-storey fragment of a frame building made according to the SBK-SCF system "Prefabricated frigless frame with seismic-insulating kinematic foundations" are presented. Magnetic dampers are used at the support level.The building fragment was tested by loading the system with a horizontal static load using a stationary winch with subsequent load relief. It is established that the value of the oscillation period varies within 1.8-2.1 seconds depending on the amplitude of the impact.


Issues of ensuring seismic resistance of the building of the airport complex in the city of Yelizovo

Authors:    Alexander A. Bubis    Ilya Yu. Petrov    Alla N. Khvorova   
Rubric:     Design, building and reconstruction of a seismic constructions   

read more

Many regions of the Russian Federation are located in seismic areas. Therefore, one of the most important issues of ensuring the mechanical safety of buildings and structures being built in seismically active areas is its seismic resistance. Special methods of seismic protection are becoming more widespread, the use of which allows you to adjust the dynamic response of buildings during seismic impact. In this paper, an approach is considered to ensure seismic protection of the terminal building in the city of Yelizovo in the form of a hydraulic damper.

Research methods: constructive solutions of the building were analyzed in terms of ensuring the seismic resistance of the building. A comparative analysis of the calculations of the building for seismic impact with and without seismic protection elements was carried out. The calculation for the seismic effect was carried out in the time domain using direct integration of the equation of motion, while the damper operation was modeled by an element with hysteresis work. The analysis of the efficiency of seismic protection was carried out.

Results: The results of scientific and technical support are presented within the framework of which the calculations of the spatial model of the terminal building in the city of Yelizovo were carried out for seismic impact with an estimated intensity of 9 points on the SSI-2017 scale [3]. The method of seismic protection in the form of devices regulating the dynamic response of the building (hydraulic damper) is considered. The selection of a seismic protection system was performed and the decrease in accelerations and forces in the main load-bearing structural elements under seismic action was shown.


Modelling of damping devices in the seismic analysis of an airport terminal structures

Authors:    Valery N. Simbirkin    Yuriy V. Panasenko    Victor V. Kurnavin   
Rubric:     Design, building and reconstruction of a seismic constructions   

read more

An analysis of the efficiency of using damping devices to increase the design seismic resistance of the projected building of one of the airport terminals is presented. In this case, an anti-seismic system use is the only way to implement architectural and space-planning solutions on a site with a more than 8th seismic intensity level in the design project. Models of hydraulic viscous dampers in which the reactive force depends non-linearly on the velocity of movement of the rod, linear viscous dampers and elastic-perfectly plastic elements are considered. 

The methods considered in the paper are implemented in the STARK ES software and are available for a practical use in structural design and research.

№2-2022
№2-2022

№2-2022

DOI: 10.37153/2618-9283-2022-2

№2-2022

Содержание

95-летие образования НИЦ «Строительство»


Подробнее


90-летие со дня рождения Я.М. Айзенберга


Подробнее


Памятные штрихи из жизни ученого-антисейсмика Якова Моисеевича Айзенберга

Авторы:     Хакимов Шамиль Абдуллаевич   
Рубрика:    Юбилеи   

Подробнее


О необходимости согласованных действий проектировщиков, изготовителей и монтажников конструкций при изменении решений в процессе строительства

Авторы:     Ведяков Иван Иванович    Урицкий Михаил Романович    Коржов Олег Викторович    Колосова Евгения Алексеевна   
Рубрика:    Техническое регулирование и развитие норм проектирования   

Подробнее

Настоящая статья призвана обратить внимание на недопустимость разграничения зон ответственности проектировщиков, изготовителей и монтажников, так как изменение проектных решений требует внимательной повторной проработки вопросов монтажа, конструирования, изготовления и расчета. Наиболее остро этот вопрос стоит для зданий и сооружений, имеющих повышенный уровень ответственности. Согласно п. 10.5 ГОСТ 27751-2015 «Надежность строительных конструкций и оснований» для зданий и сооружений КС-3, должно предусматриваться научно-техническое сопровождение объектов на всех этапах строительства здания, начиная от проектирования и заканчивая мониторингом при эксплуатации.

В данной статье рассмотрен прецедент внесения изменений, в проектную документацию, повлекший за собой разрушение элементов конструкций. На натурных образцах узлов конструкций исследована несущая способность монтажных стыков раскосов рам покрытия футбольного манежа. По результатам испытаний установлены причины разрушения части конструкций.


Вопросы актуализации сейсмических норм в условиях применения новых конструктивных систем жилищно-гражданских зданий

Авторы:     Хакимов Шамиль Абдуллаевич   
Рубрика:    Техническое регулирование и развитие норм проектирования   

Подробнее

В статье рассматриваются вопросы необходимости актуализации отдельных положений сейсмических норм по проектированию и конструированию новых типов конструктивных систем жилищно-гражданских зданий, а также корректировки параметров сейсмической опасности.


Учет случайных факторов при проектировании АЭС на удар самолета

Авторы:     Бирбраер Адольф Никитич    Костров Георгий Дмитриевич   
Рубрика:    Теоретические и экспериментальные исследования, научно-технические разработки   

Подробнее

Статья посвящена учету случайных факторов при включении удара самолета в проектные основы атомной электростанции (АЭС). Рассмотрено падение транспортного и скоростного военного самолетов в случаях непредумышленного (аварийного) и преднамеренно организованного (теракт) крушения. Показано, что при непредумышленном падении удар самолета в сооружения обычных размеров можно не учитывать ввиду слишком малой вероятности. Предложены два способа вероятностного задания расчетных нагрузок на строительные конструкции. Предложена методика вероятностного задания поэтажных спектров отклика (ПС), посредством которых определяются динамические нагрузки на технологическое оборудование. Показано, что вероятностный подход позволяет значительно снизить расчетные нагрузки при сохранении безопасности АЭС. Описана процедура определения коэффициентов сочетаний при суммировании одноименных внутренних усилий, рассчитанных по трем компонентам ПС.


Особенности поведения древесины перекрёстно-клееной (ДПК/CLT) при статических и динамических нагрузках, моделирующих сейсмические воздействия

Авторы:     Бубис Александр Александрович    Гизятуллин Ильнур Раэлевич    Хворова Алла Николаевна    Петров Илья Юрьевич   
Рубрика:    Теоретические и экспериментальные исследования, научно-технические разработки   

Подробнее

Конструктивные системы зданий с применением древесины перекрёстно-клееной (ДПК) неуклонно набирают популярность благодаря своим огромным преимуществам по сравнению с традиционными техническими решениями. Легкость материала, податливость механических соединений панелей обеспечивают потенциальную высокую сейсмостойкость зданий из ДПК, несмотря на необратимые повреждения деревянных панелей в зонах соединения. В результате присущей древесине перекрёстно-клееной конкурентоспособности, их использование постепенно увеличивается во всем мире. В статье представлен краткий обзор и анализ действующих отечественных и зарубежных нормативно-технических документов и результатов выполненных исследований в области расчета и проектирования зданий на основе панелей из ДПК, возводимых в сейсмоопасных районах.  Приведены результаты экспериментальных исследований, направленные на изучения особенностей поведения панелей из ДПК с различным количеством и расположением слоев ламелей под воздействием статических и динамических нагрузок, моделирующих сейсмические воздействия. Рассмотрены и обобщены результаты последних достижений в области экспериментальных исследований конструкций зданий из ДПК, при действии на них нагрузок, моделирующих сейсмические воздействия, чтобы продемонстрировать текущий прогресс, проблемы и будущие направления исследований.


Исследования прочностных и упругих характеристик плит из древесины перекрестно-клееной (ДПК/CLT) российского производства

Авторы:     Филимонов Михаил Александрович    Смирнов Павел Николаевич   

Подробнее

Анализируется современное состояние и опыт зарубежных исследований древесины перекрестно-клееной в качестве изделий для строительной отрасли. Приводятся основные принципы производства материала ДПК и его конструктивные особенности, а также преимущества конструкций из ДПК по сравнению с традиционными конструкционными материалами. Обозначены причины, ограничивающие применение данного материала в РФ. Приведены результаты научно-исследовательской работы, целью которой было исследование прочностных и упругих характеристик нового конструктивного материала из ДПК путем проведения экспериментальных исследований по определению несущей способности конструкций из ДПК, а также разработка современных стандартных методов испытаний по определению несущей способности конструкций из ДПК, как бимодульного ортотропного материла.

Приводятся сведения об использовавшейся методике испытаний и результаты экспериментальных исследований по определению несущей способности плит перекрытия при изгибе из плоскости листа; несущей способности стеновых панелей при сжатии в плоскости листа и определение жесткости стеновых панелей при сдвиге в плоскости листа для образцов, имеющих различные сортность древесины, количество и расположение внешних слоев. Представлены данные экспериментальных испытаний образцов из ДПК по определению несущей способности плит перекрытия на изгиб и стеновых панелей на сжатие и их жесткости при сжатии, изучен характер деформирования и разрушения в зависимости от конструктивных особенностей материала ДПК. Определены перспективы использования результатов работы при разработке нормативно-технических и организационно-методических документов.


Экспериментальные исследования сейсмоизолирующей системы кинематического типа

Авторы:     Лапин Владимир Алексеевич    Ким Борис Николаевич    Даугавет В.П.   
Рубрика:    Теоретические и экспериментальные исследования, научно-технические разработки   

Подробнее

Приводятся результаты исследований динамических характеристик трехэтажного фрагмента каркасного здания, выполненного по системе СБК-СКФ «Сборный безригельный каркас с сейсмоизолирующими кинематическими фундаментами». Используются магнитные демпферы в уровне опоры. Испытание фрагмента здания проводилось с помощью загружения системы горизонтальной статической нагрузкой с применением стационарно установленной лебедки с последующим сбросом нагрузки. Установлено, что величина периода колебаний в зависимости от амплитуды воздействия меняется в пределах 1,8-2,1 сек.


Вопросы обеспечения сейсмостойкости здания аэровокзального комплекса в городе Елизово

Авторы:     Бубис Александр Александрович    Петров Илья Юрьевич    Хворова Алла Николаевна   
Рубрика:    Проектирование, строительство и реконструкция сейсмостойких зданий и сооружений   

Подробнее

Многие регионы Российской Федерации расположены в сейсмических районах. Поэтому одним из важнейших вопросов обеспечения механической безопасности зданий и сооружений, возводимых в сейсмоактивных районах, является вопрос его сейсмостойкости. Все большее распространение получают специальные методы сейсмозащиты, применение которых позволяет регулировать динамическую реакцию зданий при сейсмическом воздействии. В данной работе рассмотрен подход к обеспечению сейсмозащиты здания аэровокзального комплекса в городе Елизово в виде гидравлического демпфера.

Методы исследования: проанализированы конструктивные решения здания в части обеспечения сейсмостойкости здания. Проведен сравнительный анализ расчетов здания на сейсмическое воздействие с элементами сейсмозащиты и без нее. Расчет на сейсмическое воздействие производился во временной области с применением прямого интегрирования уравнения движения, при этом работа демпфера моделировалась элементом с гистерезисной работой. Выполнен анализ эффективности работы сейсмозащиты.

Результаты: Представлены результаты научно-технического сопровождения, в рамках которых были проведены расчеты пространственной модели здания аэровокзального комплекса в городе Елизово на сейсмическое воздействие с расчетной интенсивностью 9 баллов по шкале ШСИ-2017 [1]. Рассмотрен метод сейсмозащиты в виде устройств, регулирующих динамическую реакцию здания (гидравлический демпфер). Выполнен подбор системы сейсмозащиты и показано снижение ускорений и усилий в основных несущих элементах конструкции при сейсмическом воздействии.


Моделирование работы демпфирующих устройств при расчете сейсмической реакции конструкций здания аэровокзала

Авторы:     Симбиркин Валерий Николаевич    Панасенко Юрий Вячеславович    Курнавин Виктор Владимирович   
Рубрика:    Проектирование, строительство и реконструкция сейсмостойких зданий и сооружений   

Подробнее

Приведен анализ эффективности использования демпфирующих устройств для повышения расчетной сейсмостойкости проектируемого здания одного из аэровокзалов. Применение системы сейсмической защиты в данном случае было единственным способом реализации в проекте архитектурных и объемно-планировочных решений здания на площадке сейсмичностью более 8 баллов. Рассмотрены модели жидкостно-вязкостных демпферов, реактивное усилие в которых нелинейно зависит от скорости перемещения штока, линейно-вязкостных демпферов и упругопластических элементов. Рассмотренные в статье методики реализованы в программном комплексе STARK ES и доступны для практического использования при проектировании и исследовании работы строительных конструкций.