№3 2019
№3 2019

№3 2019

№3 2019

Content

«Dangerous Directions of Seismic Excitation» in Linear Spectral Analysis

Authors:    Tyapin A.G.   
Rubric:        

read more

This paper opens the discussion on the «dangerous directions of seismic excitation» concept. This concept is popular for linear spectral analysis in our country. The author compares this approach with conventional «multi-component» approach used in the international practice for nuclear structures. It is shown that in case all components of seismic excitation have similar response spectra, both approaches give similar results, in spite of the principal physical difference in excitations (no correlation between components in the «multi-component» approach versus full correlation in the «directional» approach). The reason of this similarity is a math analogy between SRSS (Square Root of Sum of Squares) rule used for (i) the combination of maximums for the statistically independent functions; (ii) combination of vector’s components along orthogonal axes to get absolute value of vector. Similarity of the component response spectra is commonly adopted for two horizontal axes. However, vertical component usually has different spectrum; therefore the «directional» approach in the initial form cannot be applied. On the other hand, if spectral shapes are not very different (e.g. for the widespread case when vertical spectrum is taken as 2/3 of horizontal spectrum), the «directional» approach can be easily modified. One has to envelop normalized spectral shape curves and also scale participation factors for all natural modes in vertical direction.




Authors:    Smirnova L.N.       
Rubric:     Conferences. Symposia. Meetings   

read more


Seismic Resistance of High-rise Buildings. International Achievements and Ukrainian Experience

Authors:    Nemchinov Yu.I.   
Rubric:     Theoretical and experimental studies   

read more

The results of the research carried out at the NIISK on the design of high-rise buildings in seismic regions are presented. A generalization of the international experience in the design of highrise buildings and construction was carried out. A generalization of methods for determining the seismic load in different countries  and recommendations for the design of high-rise buildings is given. Examples of the construction of high-rise buildings in Kiev, in seismic regions of Ukraine and a number of foreign countries are considered. The modern design systems used for construction of high-rise buildings are analyzed in details.




Object Dynamics of the Seismic Isolation Site: Analogous Building

Authors:    Vladimir A. Lapin    Yerzhanov S.Е.   
Rubric:     Theoretical and experimental studies   

read more

The results of reference building (analogous building) research at the seismic isolation site is presented in the study. A system of cross-strips foundations, seismic insulating kinematic foundations and pillars with fluoroplastic gaskets were utilized in building construction. There are stations of engineering seismological measurement services installed on the buildings. It is analyzed the experimental studies for analogous building performed in the late 80s. The results are compared with the earthquake instrumental records happened on August 16, 2014. According to the seismological measurement services the building oscillation period is 0.40 sec, that fully corresponds to data vibration test with a minimum load of unbalances - 0.39-0.42 sec. It has been established that the floor distortions decrease with building height. Mainly the building is deformed by shear scheme. Taking into account the experimental data, a piecewise linear diagram of the deformation of a single-mass dynamic model of a building is constructed.


On the Influence of Seasonal Changes in the Resonant Properties of Surface Soils on Seismic Safety of Structures

Authors:    Kolesnikov Yu.I.    Fedin K.V.    Ngomayezwe L.   
Rubric:     Theoretical and experimental studies   

read more

The results of field experiments to assess the possible influence on seismic safety of structures of seasonal changes in the resonant properties of the underlying subsurface soils are given. The natural frequencies of a ten-story residential building and the surface soil layer were determined from passive (noise) seismic acoustic measurements made at the end of January and the end of June. The results of the experiments showed that in areas with climatic conditions characterized by alternation of long periods of positive and negative temperatures, the resonance properties of the surface soil layer during the year can vary more significantly than the properties of the structures built on them. At certain periods, such changes can lead to the coincidence of some natural frequencies of the soil layer and the structures standing on it, which ultimately  reduces their seismic safety.


About Dynamic Range of SMZ

Authors:    Aleshin A.S.   
Rubric:     Seismic zoning   

read more

In this paper, the system of seismic microzoning (SMZ) is considered from an information point of view in the form of a seismic channel, one of the most important characteristics of which is the concept of dynamic range. The question of the value of the dynamic range for each of the applied SMZ techniques is studied in detail. In addition to purely academic interest, the solution of this problem will allow to correctly assess the contribution of various factors (seismic stiffness, spectral features, nonlinearity, etc.) to the total value of seismic intensity and thus contribute to improving the efficiency of SMZ.


Use of Seismic Isolation under Complexes of Close Standing Buildings

Authors:    Belash T.A.    Astafieva A.V.   
Rubric:     Seismic safety and seismic isolation of buildings   

read more

This article analyzes the existing solutions for applying special seismic protection to building complexes. The PSTU developed at the “Buildings” department designed model for a number of buildings in a seismic region in the North Caucasus with seismic isolation, made in the form of rubber-metal supports. Preliminary structural calculations have been performed showing that the use of such a seismic protection system helps to reduce the load on the building while saving money on seismic strengthening.

Архив номеров

№3 2019

№3 2019

Содержание

«Опасные направления сейсмического воздействия» в линейно-спектральных расчетах

Авторы:     Тяпин А.Г.   
Рубрика:    Дискуссия   

Подробнее

Статья носит дискуссионный характер. Обсуждается получивший широкое распространение в отечественной практике линейно-спектральный расчет с выбором «опасных направлений сейсмического воздействия». Он проанализирован в сравнении с принятым в международной практике проектирования ядерных объектов «многокомпонентным» подходом. Показано, что при расчете на такое многокомпонентное сейсмическое воздействие, у которого разные компоненты имеют одинаковые спектры, оба подхода дают одинаковые результаты, хотя физически модели воздействия в них принципиально различны (статистически независимые компоненты в «многокомпонентном» подходе и полностью коррелированные компоненты в «направленческом» подходе). Причина такого сходства результатов –  в математической аналогии между использованием правила ККСК («корень квадратный из суммы квадратов») при суммировании максимумов статистически независимых функций, с одной стороны, и использовании того же правила ККСК при суммировании модулей компонент вектора с целью получения модуля вектора. Допущение о совпадении спектров разных компонент не вызывает возражений применительно к горизонтальным компонентам. Однако при учете вертикальной компоненты сейсмического воздействия, имеющей другой спектр ускорений, «направленческий» подход в своем изначальном виде неприменим. С другой стороны, для схожих по форме коэффициентов динамичности разных компонент (например, для массовых расчетов, в которых спектр вертикальных ускорений принимается по форме аналогичным спектрам горизонтальных ускорений с понижающим коэффициентом 2/3), этот подход может быть легко модифицирован. Для этого надо применить огибание кривых коэффициентов динамичности, а также масштабировать коэффициенты участия всех собственных форм по вертикальному направлению.


I научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов и исследователей АО «НИЦ «Строительство» «Научный потенциал строительной отрасли»

Авторы:     Смирнова Л.Н.    Смирнова Е.Г.   
Рубрика:    Конференции. Симпозиумы. Совещания   

Подробнее

5 июня 2019 года в стенах конференц-зала НИИЖБ им. А.А. Гвоздева – института АО «НИЦ «Строительство», при поддержке Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) и Российской инженерной академии (РИА) начала свою работу I научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов и исследователей «Научный потенциал строительной отрасли».


Сейсмостойкость высотных зданий. Международные достижения и украинский опыт

Авторы:     Немчинов Ю.И.   
Рубрика:    Теоретические и экспериментальные исследования, научно-технические разработки   

Подробнее

Представлены результаты исследований, выполненных в ГП НИИСК по вопросам проектирования высотных зданий в сейсмических районах. Проведено обобщение международного опыта проектирования высотных зданий и сооружений. Дано обобщение методов определения сейсмической нагрузки в различных странах и рекомендаций по проектированию высотных зданий. Рассмотрены примеры возведения высотных зданий в Киеве, в сейсмических районах Украины и ряде зарубежных стран. Подробно анализируются современные конструктивные системы, применяемые для строительства высотных зданий. 


Динамика объекта полигона сейсмоизоляции: здание-аналог

Авторы:     Лапин В.А.    Ержанов С.Е.   
Рубрика:    Теоретические и экспериментальные исследования, научно-технические разработки   

Подробнее

Приводятся результаты исследования эталонного здания (здания-аналога) полигона сейсмоизоляции. Полигон включает здания с обычными ленточными фундаментами с системой перекрестных лент, сейсмоизолирующими кинематическими фундаментами и опорами с прокладками из фторопласта. На зданиях установлены станции инженерно-сейсмометрической службы. Анализируются экспериментальные исследования дома-аналога, выполненные в конце 80-х годов. Результаты сравниваются с инструментальными записями при землетрясении 16 августа 2014 года. Величина периода колебания здания по данным инструментально-сейсмометрической службы 0,40 сек, что полностью соответствует данным виброиспытаний при минимальной загрузке дебалансов – 0,390,42 сек. Установлено, что поэтажные перекосы этажей здания уменьшаются с высотой. Здание деформируется в основном по сдвиговой схеме. С учетом экспериментальных данных построена кусочно-линейная диаграмма деформирования одномассовой динамической модели здания.
 


О влиянии сезонных изменений резонансных свойств приповерхностных грунтов на сейсмобезопасность сооружений

Авторы:     Колесников Ю.И.    Федин К.В.    Нгомайезве Л.   
Рубрика:    Теоретические и экспериментальные исследования, научно-технические разработки   

Подробнее

Приведены результаты натурных экспериментов по оценке возможного влияния на сейсмобезопасность сооружений сезонных изменений резонансных свойств приповерхностных грунтов, лежащих в их основании. Собственные частоты десятиэтажного жилого дома и поверхностного грунтового слоя определялись по данным пассивных (шумовых) сейсмоакустических измерений, выполненных в конце января и в конце июня. Результаты экспериментов показали, что в районах с климатическими условиями, характеризующимися сменой длительных периодов положительных и отрицательных температур, резонансные свойства поверхностного грунтового слоя в течение года могут изменяться в существенно больших пределах, чем свойства построенных на них сооружений. В определенные периоды такие изменения могут приводить к совпадению некоторых собственных частот грунтового слоя и стоящих на нем сооружений, что в конечном счете снижает сейсмобезопасность последних.


О динамическом диапазоне сейсмического микрорайонирования

Авторы:     Алешин А.С.   
Рубрика:    Сейсмическое районирование   

Подробнее

В настоящей работе система сейсмического микрорайонирования (СМР) рассматривается с информационной точки зрения в виде сейсмического канала, одной из важнейших характеристик которого является понятие динамического диапазона. Подробно исследуется вопрос о величине динамического диапазона для каждой из применяемых методик СМР. Помимо чисто академического интереса разрешение этой задачи позволит правильно оценить вклад различных факторов (сейсмической жесткости, спектральных особенностей, нелинейности и т.д.) в суммарное значение сейсмической интенсивности и тем способствовать повышению эффективности СМР.


Использование сейсмоизоляции под комплексами рядом стоящих зданий

Авторы:     Белаш Т.А.    Астафьева А.В.   
Рубрика:    Сейсмозащита и сейсмоизоляция зданий и сооружений   

Подробнее

В статье проведен анализ существующих решений применения специальной сейсмозащиты к комплексам зданий. Приведена разработанная на кафедре «Здания» ПГУПС расчетная модель для ряда зданий в сейсмическом районе на территории Северного Кавказа с сейсмоизоляцией, выполненной в виде резинометаллических опор. Выполнены предварительные исследования, которые показали, что применение такой системы сейсмоизоляции помогает снизить нагрузки на здания различных конструктивных типов в комплексе единого жилого квартала при экономии средств на сейсмоусиление.