Подбор упругодемпфирующих параметров сейсмоизолирующих опорных частей автодорожного моста
DOI: 10.37153/2618-9283-2024-3-8-21
Авторы:
Греневич Ксения Михайловна
Петербургский государственный университет
путей сообщения Императора Александра I
(ПГУПС), Кафедра «Строительные конструкции, здания и сооружения», студент.
Кокарева Анна Владимировна
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), Кафедра «Строительные конструкции, здания и сооружения», студент.
Пронькин Егор Сергеевич
Петербургский государственный университет путей сообщения
Императора Александра I (ПГУПС), кафедра «Строительные конструкции, здания
и сооружения», аспирант. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Уздин Александр Моисеевич
доктор техн.наук, Петербургский Государственный Университет путей сообщения Императора Александра I
Долгая Анжелика Александровна
АО «ТРАНСМОСТ», кандидат технических наук, инженер.
Санкт-Петербург, Российская Федерация
Шермухамедов Улугбек Забихуллаевич
доктор технических наук, профессор кафедры «Мосты и тоннели»,
Ташкентский государственный транспортный университет. Ташкент, Республика Узбекистан
Рахимжонов Зиёвуддин Кахрамон угли
Ташкентский государственный
транспортный университет, кафедра «Мосты
и тоннели», докторант. Ташкент, Узбекистан
Шульман Станислав Александрович
ООО «СК Стройкомплекс-5», инженер. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Рубрики: Теоретические и экспериментальные исследования, научно-технические разработки
Ключевые слова: автодорожный мост, сейсмостойкость, сейсмоизоляция, динамический гаситель колебаний
Аннотация:
Рассмотрена сейсмоизоляция автодорожного моста в сейсмическом районе Узбекистана при расчетной сейсмичности 9 баллов. Особенностью моста является большая масса пролетных строений, которая почти в 50 раз превышает приведенную массу опоры. На первый взгляд это исключает настройку изоляции в режим динамического гашения колебаний. Жесткость сейсмоизоляции назначена из условия ограничения взаимного смещения пролетных строений. При этом сейсмические нагрузки удалось снизить примерно в два раза, т.е. на балл. Предложен более эффективный способ изоляции, когда на опоре одно пролетное строение закреплено жестко, а второе сейсмоизолировано. Тогда изоляцию можно настроить, обеспечив работу изолированного пролетного строения в режиме ДГК. В этом случае на одну из опор нагрузка снижается более, чем в два раза, а на соседнюю опору более, чем в четыре раза. Используемая литература:
1. Коренев Б.Г. и др. Справочник по динамике сооружений. 1972. Москва: Стройиздат. 511 с.
2. Греневич К.М., Кокарева А.В., Уздин А.М., Нестерова О.П. Некоторые особенности учета демпфирования для расчета гармонических колебаний линейных систем // Cейсмостойкое строительство. Безопасность сооружений. 2023. № 4. С. 24–29. DOI 10.37153/2618-9283-2023-4-24-29.
3. Долгая А.А., Индейкин А.В., Уздин А.М. Теория диссипативных систем. Санкт-Петербург: ПГУПС.1999. 99 с.
4. Белаш Т.А., Уздин А.М. Энергопоглощение в системах сейсмозащиты зданий и сооружений. Монография. Санкт-Петербург: ПГУПС. 2020. 178 с.
5. Уздин А.М., Сандович Т.А., Аль-Насер-Мохомад Самих Амин. Основы теории сейсмостойкости и сейсмостойкого строительства зданий и сооружений. Санкт-Петербург: изд. ВНИИГ.1993. 175 с.
6. Инструкция по оценке сейсмостойкости эксплуатируемых мостов на сети железных и автомобильных дорог (на территории Туркменской ССР). РСН-44-88. Ашхабад: Ылым.1988. 106 с.
7. Нестерова О.П., Уздин А.М. Особенности работы динамических гасителей колебаний при силовом и кинематическом возмущении демпфированных сооружений. Известия российской Академии ракетных и артиллерийских наук. 2016. Вып. 2(92). С 84–89.