Центр для одарённых детей «Сириус» – уникальная образовательная организация. В ней нет постоянного состава учеников. Со всей необъятной страны сюда, в Сочи, приезжают талантливые дети и подростки в возрасте от 10 до 17 лет. В «Сириусе» одновременно могут обучаться порядка 600 человек. Образовательный центр с такими грандиозными, нацеленными в будущее задачами получил соответствующее архитектурное воплощение.
Архитектор Никита Явейн: «Объекты центра "Сириус" – это НЛО»
Успешные проекты выпускников СПбГАСУ – предмет гордости для вуза. Рассказываем об одном из знаковых проектов «Студии 44», возглавляемой Никитой Явейном.
Мы из будущего
Архитектурное бюро «Студия 44» спроектировало три футуристических, словно сошедших со страниц фантастических романов, корпуса – «Школа», «Спорт» и «Искусство».
1. Корпус «Школа». Интерьер
2. Интерьер корпуса «Школа»
Кровля корпуса «Спорт»
Архитектура этих корпусов выдержана в едином ключе пластических обтекаемых форм сферической и эллипсовидной конфигурации. Эргономика сферических и эллипсовидных купольных оболочек интересна тем, что позволяет равномерно распределить по поверхности природные нагрузки – сейсмические, ветровые, ливневые. А это очень актуально для Сочи.
С какими трудностями столкнулись архитекторы, проектируя объекты?
По словам руководителя архитектурного бюро «Студия 44», выпускника СПбГАСУ архитектора Никиты Явейна, композиционное решение комплекса продиктовано стремлением гармонично вписать новые корпуса в парковый ландшафт.
– Перед нами стояла сложная задача, – говорит Никита Явейн. – Раньше образовательный центр базировался в гостинице, которая функционировала во время Зимних олимпийских игр, а потом была передана «Сириусу». Дети жили в гостиничных номерах, два этажа здания занимали офисы. На территории действовал спортивный комплекс с бассейном. Но организовать учебный процесс в гостиничном здании сложно, дети учились в других местах.
До нас для «Сириуса» уже разрабатывались проекты, где все три функциональных составляющих центра были скомпонованы в одно огромное здание, которое просто «раздавило» бы собой парк. На первый взгляд, участок, принадлежащий центру, большой. Но если ты серьёзно относишься к природе, то видишь, что он небольшой, с массой ограничений. Поэтому мы упаковали функции в отдельные корпуса «Школа», «Спорт» и «Искусство», рассредоточив их по территории так, чтобы сохранилась существующая планировка парка и проходы к морю.
При этом нам показалось правильным, чтобы своим внешним обликом все три объекта напоминали, скорее, парковые павильоны, нежели дома, и чтобы архитектура для детей носила «игровой» характер.
Мы начали работу с учебного корпуса. Сначала занимались исследованиями. Перед нами стояла задача создать максимально комфортные условия для образовательного процесса. Существовала ещё одна проблема: на отведённом под строительство участке росло столетнее дерево, занесённое в Красную книгу. Мы окружили его кольцом учебного корпуса, и дерево оказалось во внутреннем дворе, ставшем главной зелёной рекреацией «Школы».
Вход в корпус «Школа»
Мы проектировали не дом, а некий объект, который словно прилетел к нам с Сириуса. Каждый из шести входов в «летающую тарелку» маркирован своим цветом. Этот цвет связан с функциональной группой помещений. Например, зелёный – вход в секцию биологии и химии. Окружность здания разделена на секторы, в которых помещаются классы и лаборатории разных форм и размеров. Сложная геометрия кровли-оболочки и расположение оконных проёмов позволили разместить максимальное количество классов, обеспечив при этом необходимую освещённость. Корпус «Школа» соединён с жилым корпусом гостиницы крытым переходом, что позволяет детям попадать в классы, не выходя на улицу.
Корпус «Спорт»
Булыжник в форме капли
Корпусу «Спорт» придана форма капли с эллипсоидным планом. Под оболочкой, накрывающей корпус, устроен каскад из двух террас. На нижней расположены два бассейна, на верхней – залы для игры в баскетбол и мини-футбол. Освещённые верхним светом, эти уровни образуют единый спортивный форум в нераздельном подкупольном пространстве. Абрис кровли прорисован с учётом возможных траекторий полёта баскетбольного мяча. Паттерн треугольных окон в кровле-оболочке сгущается в зоне бассейна. Из расположенного на первом этаже бассейна с пресной водой можно выплыть в бассейн с искусственно-солёной водой под открытым небом.
О проблемах, которые стояли перед архитекторами и проектировщиками, рассказывает архитектор Василий Романцев.
– В успешной реализации этого проекта были заинтересованы все. Инвестор, генподрядчик, проектировщики, руководство центра – все понимали масштаб задачи и все друг другу помогали.
Сложность состояла в том, что мы сначала хотели сделать каркас кровли из деревоклеёных элементов. Но из-за сейсмических нагрузок и дополнительных технических условий эти конструкции постоянно увеличивались в сечении, становясь всё массивнее. В итоге мы пришли к выводу, что надо пересмотреть изначальный замысел. Заказчик предлагал варианты типовых перекрытий. Мы отказывались, мотивируя тем, что это уникальный объект, часть ансамбля, который непременно нужно сохранить. Выход был найден – деревянные конструкции заменили металлическими. И должен признать, что результат оказался лучше и качественнее.
Бассейн
Мы долго выбирали подрядчика. Остановились на петербургской компании «Алтес», которая имеет хорошую репутацию и с которой мы давно сотрудничаем. Благодаря их работе удалось получить такую кровлю, которая составляет 90 процентов фасада. Эта кровельная конструкция получила первую премию на Международном конкурсе кровель в 2020 году.
Когда мы приступили к проектированию третьего корпуса «Искусство», у заказчика поменялись планы. Сначала предполагалось, что в корпусе разместятся секции хореографии, рисования и музыкальная школа. Но в результате осталась одна музыкальная школа, и планировочная структура радикально изменилась. Мы дистанцировались от этой работы, её завершает другая проектная организация.
Хочу немного сказать о коллективе архитекторов, которые работали над корпусами «Школа» и «Спорт». Кроме Никиты Игоревича Явейна и меня, все члены команды – молодые архитекторы. Например, Алёна Амелькович, вчерашняя студентка, пришла в команду в самом начале проектирования и участвовала в разработке проекта до конца. Она и сейчас работает в нашем архитектурном бюро. Проектный процесс включал пространственное моделирование с помощью специальных программ и рабочее проектирование в Autocad. Большой вклад в эту работу внесла Ульяна Сулимова. Технической документацией занималась Евгения Купцова. Проекты интерьеров и светильников выполнил Никита Краснов. Научными исследованиями по теме конструктивной устойчивости руководил главный инженер проекта Лев Герштейн.
Научные изыскания
Уникальные в архитектурном отношении объекты потребовали нестандартных инженерных решений. Особенно важно было провести испытания конструктивных элементов на устойчивость к колебаниям почвы при землетрясениях.
– Территория, на которой расположен образовательный центр «Сириус», – это сейсмический район с очень высокой балльностью, – рассказывает главный инженер проекта Лев Герштейн. – Поэтому строительству двух корпусов предшествовала большая научная работа в части подготовки специальных технических условий по обеспечению сейсмической безопасности. Архитекторы и инженеры сотрудничали с Центральным научно-исследовательским институтом строительных конструкций имени Кучеренко и нашли интересное решение, позволяющее компенсировать усилия в конструктивных элементах – введение демпферов. Это такие огромные амортизаторы, которые участвуют в работе конструкций и позволяют компенсировать относительные перемещения одного блока по отношению к другому. В России такие устройства применены всего на нескольких объектах. Поскольку на объектах «Школа» и «Спорт», по сути дела, нет отдельной кровли и отдельного фасада, а ограждающая конструкция представляет собой оболочку; инженеры проводили целый комплекс лабораторных испытаний конструктивных элементов этих оболочек.
В ЦНИИСК модели зданий размещали на стендах и подвергали вибрационным воздействиям. Это было необходимо, чтобы определить сечения всех конструктивных элементов, на которые крепится декоративная оболочка. Она выполнена в панелях из сотового алюминия. В этом же институте проводились огневые испытания конструкций корпусов. Со всем комплексом задач по обеспечению безопасности архитекторы и инженеры справились наилучшим образом. Эксплуатационные характеристики корпусов «Школа» и «Спорт» высоки, здания уже выдержали несколько ураганов и сотни проливных дождей.
Ещё одна особенность при строительстве этих объектов – пристальный авторский надзор, осуществлявшийся специалистами «Студии 44». Группа архитекторов и конструкторов выезжала в Сочи и контролировала все этапы строительных работ начиная с подготовки котлована и возведения железобетонных конструкций и заканчивая декоративной отделкой. Работали очень плотно: весь цикл получения необходимых экспертных заключений и сопровождения строительства занял всего три года, что достаточно быстро для уникального экспериментального сооружения. Да и результат получился достойный.
Текст: Татьяна Иванова
Фото: Алексей Народицкий, PR-служба архитектурного бюро «Студия 44»
https://www.spbgasu.ru/Novosti/9580/