Архитектор Никита Явейн: «Объекты центра "Сириус" – это НЛО»
Архитектор Никита Явейн: «Объекты центра "Сириус" – это НЛО»
Архитектор Никита Явейн: «Объекты центра "Сириус" – это НЛО»

Архитектор Никита Явейн: «Объекты центра "Сириус" – это НЛО»

10.09.2022

Успешные проекты выпускников СПбГАСУ – предмет гордости для вуза. Рассказываем об одном из знаковых проектов «Студии 44», возглавляемой Никитой Явейном.

Центр для одарённых детей «Сириус» – уникальная образовательная организация. В ней нет постоянного состава учеников. Со всей необъятной страны сюда, в Сочи, приезжают талантливые дети и подростки в возрасте от 10 до 17 лет. В «Сириусе» одновременно могут обучаться порядка 600 человек. Образовательный центр с такими грандиозными, нацеленными в будущее задачами получил соответствующее архитектурное воплощение.

Мы из будущего 

Архитектурное бюро «Студия 44» спроектировало три футуристических, словно сошедших со страниц фантастических романов, корпуса – «Школа», «Спорт» и «Искусство».

2. Интерьер корпуса «Школа»

1. Корпус «Школа». Интерьер
2. Интерьер корпуса «Школа»

6. Кровля корпуса «Спорт»

Кровля корпуса «Спорт»

Архитектура этих корпусов выдержана в едином ключе пластических обтекаемых форм сферической и эллипсовидной конфигурации. Эргономика сферических и эллипсовидных купольных оболочек интересна тем, что позволяет равномерно распределить по поверхности природные нагрузки – сейсмические, ветровые, ливневые. А это очень актуально для Сочи.

С какими трудностями столкнулись архитекторы, проектируя объекты?

По словам руководителя архитектурного бюро «Студия 44», выпускника СПбГАСУ архитектора Никиты Явейна, композиционное решение комплекса продиктовано стремлением гармонично вписать новые корпуса в парковый ландшафт.

– Перед нами стояла сложная задача, – говорит Никита Явейн. – Раньше образовательный центр базировался в гостинице, которая функционировала во время Зимних олимпийских игр, а потом была передана «Сириусу». Дети жили в гостиничных номерах, два этажа здания занимали офисы. На территории действовал спортивный комплекс с бассейном. Но организовать учебный процесс в гостиничном здании сложно, дети учились в других местах.

До нас для «Сириуса» уже разрабатывались проекты, где все три функциональных составляющих центра были скомпонованы в одно огромное здание, которое просто «раздавило» бы собой парк. На первый взгляд, участок, принадлежащий центру, большой. Но если ты серьёзно относишься к природе, то видишь, что он небольшой, с массой ограничений. Поэтому мы упаковали функции в отдельные корпуса «Школа», «Спорт» и «Искусство», рассредоточив их по территории так, чтобы сохранилась существующая планировка парка и проходы к морю.

При этом нам показалось правильным, чтобы своим внешним обликом все три объекта напоминали, скорее, парковые павильоны, нежели дома, и чтобы архитектура для детей носила «игровой» характер.

Мы начали работу с учебного корпуса. Сначала занимались исследованиями. Перед нами стояла задача создать максимально комфортные условия для образовательного процесса. Существовала ещё одна проблема: на отведённом под строительство участке росло столетнее дерево, занесённое в Красную книгу. Мы окружили его кольцом учебного корпуса, и дерево оказалось во внутреннем дворе, ставшем главной зелёной рекреацией «Школы».

1. Вход в корпус «Школа»

Вход в корпус «Школа»

Мы проектировали не дом, а некий объект, который словно прилетел к нам с Сириуса. Каждый из шести входов в «летающую тарелку» маркирован своим цветом. Этот цвет связан с функциональной группой помещений. Например, зелёный – вход в секцию биологии и химии. Окружность здания разделена на секторы, в которых помещаются классы и лаборатории разных форм и размеров. Сложная геометрия кровли-оболочки и расположение оконных проёмов позволили разместить максимальное количество классов, обеспечив при этом необходимую освещённость. Корпус «Школа» соединён с жилым корпусом гостиницы крытым переходом, что позволяет детям попадать в классы, не выходя на улицу. 

6. Кровля корпуса «Спорт»

Корпус «Спорт»

Булыжник в форме капли 

Корпусу «Спорт» придана форма капли с эллипсоидным планом. Под оболочкой, накрывающей корпус, устроен каскад из двух террас. На нижней расположены два бассейна, на верхней – залы для игры в баскетбол и мини-футбол. Освещённые верхним светом, эти уровни образуют единый спортивный форум в нераздельном подкупольном пространстве. Абрис кровли прорисован с учётом возможных траекторий полёта баскетбольного мяча. Паттерн треугольных окон в кровле-оболочке сгущается в зоне бассейна. Из расположенного на первом этаже бассейна с пресной водой можно выплыть в бассейн с искусственно-солёной водой под открытым небом.

О проблемах, которые стояли перед архитекторами и проектировщиками, рассказывает архитектор Василий Романцев.

– В успешной реализации этого проекта были заинтересованы все. Инвестор, генподрядчик, проектировщики, руководство центра – все понимали масштаб задачи и все друг другу помогали.

Сложность состояла в том, что мы сначала хотели сделать каркас кровли из деревоклеёных элементов. Но из-за сейсмических нагрузок и дополнительных технических условий эти конструкции постоянно увеличивались в сечении, становясь всё массивнее. В итоге мы пришли к выводу, что надо пересмотреть изначальный замысел. Заказчик предлагал варианты типовых перекрытий. Мы отказывались, мотивируя тем, что это уникальный объект, часть ансамбля, который непременно нужно сохранить. Выход был найден – деревянные конструкции заменили металлическими. И должен признать, что результат оказался лучше и качественнее.

Бассейн

Мы долго выбирали подрядчика. Остановились на петербургской компании «Алтес», которая имеет хорошую репутацию и с которой мы давно сотрудничаем. Благодаря их работе удалось получить такую кровлю, которая составляет 90 процентов фасада. Эта кровельная конструкция получила первую премию на Международном конкурсе кровель в 2020 году.

Когда мы приступили к проектированию третьего корпуса «Искусство», у заказчика поменялись планы. Сначала предполагалось, что в корпусе разместятся секции хореографии, рисования и музыкальная школа. Но в результате осталась одна музыкальная школа, и планировочная структура радикально изменилась. Мы дистанцировались от этой работы, её завершает другая проектная организация.

Хочу немного сказать о коллективе архитекторов, которые работали над корпусами «Школа» и «Спорт». Кроме Никиты Игоревича Явейна и меня, все члены команды – молодые архитекторы. Например, Алёна Амелькович, вчерашняя студентка, пришла в команду в самом начале проектирования и участвовала в разработке проекта до конца. Она и сейчас работает в нашем архитектурном бюро. Проектный процесс включал пространственное моделирование с помощью специальных программ и рабочее проектирование в Autocad. Большой вклад в эту работу внесла Ульяна Сулимова. Технической документацией занималась Евгения Купцова. Проекты интерьеров и светильников выполнил Никита Краснов. Научными исследованиями по теме конструктивной устойчивости руководил главный инженер проекта Лев Герштейн. 

Научные изыскания 

Уникальные в архитектурном отношении объекты потребовали нестандартных инженерных решений. Особенно важно было провести испытания конструктивных элементов на устойчивость к колебаниям почвы при землетрясениях.

– Территория, на которой расположен образовательный центр «Сириус», – это сейсмический район с очень высокой балльностью, – рассказывает главный инженер проекта Лев Герштейн. – Поэтому строительству двух корпусов предшествовала большая научная работа в части подготовки специальных технических условий по обеспечению сейсмической безопасности. Архитекторы и инженеры сотрудничали с Центральным научно-исследовательским институтом строительных конструкций имени Кучеренко и нашли интересное решение, позволяющее компенсировать усилия в конструктивных элементах – введение демпферов. Это такие огромные амортизаторы, которые участвуют в работе конструкций и позволяют компенсировать относительные перемещения одного блока по отношению к другому. В России такие устройства применены всего на нескольких объектах. Поскольку на объектах «Школа» и «Спорт», по сути дела, нет отдельной кровли и отдельного фасада, а ограждающая конструкция представляет собой оболочку; инженеры проводили целый комплекс лабораторных испытаний конструктивных элементов этих оболочек.

В ЦНИИСК модели зданий размещали на стендах и подвергали вибрационным воздействиям. Это было необходимо, чтобы определить сечения всех конструктивных элементов, на которые крепится декоративная оболочка. Она выполнена в панелях из сотового алюминия. В этом же институте проводились огневые испытания конструкций корпусов. Со всем комплексом задач по обеспечению безопасности архитекторы и инженеры справились наилучшим образом. Эксплуатационные характеристики корпусов «Школа» и «Спорт» высоки, здания уже выдержали несколько ураганов и сотни проливных дождей.

Ещё одна особенность при строительстве этих объектов – пристальный авторский надзор, осуществлявшийся специалистами «Студии 44». Группа архитекторов и конструкторов выезжала в Сочи и контролировала все этапы строительных работ начиная с подготовки котлована и возведения железобетонных конструкций и заканчивая декоративной отделкой. Работали очень плотно: весь цикл получения необходимых экспертных заключений и сопровождения строительства занял всего три года, что достаточно быстро для уникального экспериментального сооружения. Да и результат получился достойный. 


 Текст: Татьяна Иванова
Фото: Алексей Народицкий, PR-служба архитектурного бюро «Студия 44»

https://www.spbgasu.ru/Novosti/9580/