Вероятность падения на АЭС скоростного военного самолета и задание расчетных нагрузок на строительные конструкции
Вероятность падения на АЭС скоростного военного самолета и задание расчетных нагрузок на строительные конструкции

Вероятность падения на АЭС скоростного военного самолета и задание расчетных нагрузок на строительные конструкции

DOI: 10.37153/2618-9283-2020-6-10-26

Авторы:  

Бирбраер Адольф Никитич Бирбраер Адольф Никитич
кандидат технических наук, доцент

Костров Георгий Дмитриевич Костров Георгий Дмитриевич
эксперт, АО «Атомпроект»


Рубрики:    Теоретические и экспериментальные исследования, научно-технические разработки   
Ключевые слова: атомная электростанция (АЭС), скоростной военный самолет, безопасность, проектные основы, непредумышленное падение, преднамеренное падение (теракт), строительные конструкции, нагрузки
Аннотация:

Статья посвящена вопросам, связанным с вероятностным обоснованием безопасности атомных электростанций (АЭС) при падении скоростного военного самолета. Случайными параметрами являются повторяемость падений и направление траектории самолета. Использовано консервативное значение повторяемости падений, приведенное в документах МАГАТЭ, которое обеспечивает высокую степень безопасности АЭС. Подлет самолета предполагается равновероятным с любой стороны. Наклон траектории задан с учетом документов МАГАТЭ и статистики авиапроисшествий.

Поскольку при ударе самолета нагрузка приложена к какой-то одной из конструкций, вероятность удара должна определяться независимо для каждой из них. Она пропорциональна эквивалентной площади строительной конструкции, зависящей от ее размеров, формы, положения в пространстве и по отношению к другим сооружениям. Приведены выражения для эквивалентных площадей конструкций различных форм, характерных для АЭС. Показано, что если падение самолета является непредумышленным (авария), то при обычных размерах сооружений вероятность удара в них меньше значения, начиная с которого по российским нормам это воздействие следует включить в проектные основы АЭС, т.е. его можно не учитывать. Приведены соотношения для вычисления вероятности удара самолета в случае преднамеренно организованной аварии (теракта), при которой он обязательно упадет на территорию ядерного острова АЭС.

Изложена процедура определения расчетных нагрузок на строительные конструкции АЭС в случае преднамеренного падения самолета исходя из допускаемой вероятности их реализации. Показано, что такой способ задания нагрузок позволяет обосновать значительное их снижение, что приводит к удешевлению АЭС при гарантии ее безопасности. Обсуждается вероятностная оценка безопасности конструкций существующих АЭС при ударе самолета.

Возврат к списку